«Ты чем помог фронту?»
«Ты чем помог фронту?» 1941.
худ. Дмитрий Стахиевич Моор
Плакат создан в качестве ответной реакции на происходившее в стране: одна из первых, работа Моора выразила позицию многих — непосредственно и эмоционально. Сегодня из плакатов тех лет можно составить свою историю войны — субъективную, но яркую.
Все это дает повод задуматься о способах выразительности военного плаката. Четкие контуры — как ясная, твердая речь; недосказанность в таком случае просто недопустима. Поскольку плакат – это жанр разговаривающий, огромное внимание в этом направлении уделяется жестам. Порыв вытянутых рук, кажется, обращен лично к каждому смотрящему и направлен на ответную реакцию — сочувствие, помощь и веру. Выбор цветовой гаммы тоже неслучаен: все цвета яркие, но строгие — таким образом, достигается эффект «звучания» всех деталей на плакате.
Плакат сам по себе звучит громко. Когда речь о военном плакате — громко вдвойне, потому что он буквально кричит. Он обращается к чувствам — а, может, даже не столько к самим чувствам, сколько к инстинктам, сидящим где-то глубоко, на каком-то первичном уровне сознания.