Почему мечтать вредно – Почему вредно мечтать? | Психология

Содержание

Мечтать вредно? | Православие и мир

Мечтать вредно

Мечтать не вредно, гласит народная мудрость. Несмотря на ироничность этой поговорки, в ней очень точно выражено общее наше отношение  к одному из самых светлых и дорогих каждому сердцу понятий – к мечте.

Пускай реальность будет самой что ни на есть беспросветной, пускай жизнь сложилась совсем не так, как хотелось, пускай весь мир идет на тебя войной, и уже потеряно все, что только можно было потерять – все это можно пережить, если у человека остается мечта. Она способна вытащить из самой унылой безнадеги, она поднимает нас над буднями и открывает новые горизонты, пронизанные светом надежды на лучшее. Это ее веками воспевали поэты всех народов, к ней стремились в своих благородных порывах самые чистые и бескорыстные сердца.

И вдруг, придя в Церковь, человек сталкивается с крайне негативным отношением к этому понятию, вплоть до прямого отождествления мечты с нечистой силой: «мечтания бесовские». Для многих это обстоятельство становится серьезной преградой на пути воцерковления и может даже совсем отвратить человека от дальнейшего изучения христианской веры.

Как и в большинстве случаев подобного рода, проблема здесь возникает из-за различного понимания и употребления одного и того же слова в просторечье и в церковном обиходе. Дело в том, что у слова «мечта» в русском языке существует множество смысловых оттенков, которые, в конечном счете, и определяют значение этого слова в каждом случае.

Мечтать вредно

Например, когда к мечтательности склонен ребенок, это обычно воспринимается как положительное качество. Но вот словосочетание «великовозрастный мечтатель» – явно сомнительный комплимент. Одно и то же слово применительно к различным возрастным категориям приобретает прямо противоположный смысл. И в разговоре о причинах негативного отношения к понятию «мечта» в христианстве сначала нужно внимательно посмотреть: какие же вообще смыслы этого слова существуют в русском языке.

Прежде всего мечта это – заветная цель, сокровенное желание, исполнение которого должно (по мнению мечтателя) принести счастье. Диапазон таких мечтаний чрезвычайно широк: тут и общий для девушек всех времен и народов «принц на белом коне», и надежды на славу – «мечтаю стать кинозвездой», и карьерные упования – «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и еще много-много всяких вещей, о которых можно говорить довольно долго.

Для современного человека такая мечта по большей части является неким «воспоминанием о будущем», возможностью хотя бы мысленно вырваться за пределы сегодняшнего своего существования и посмотреть – как же оно там будет, потом? Правда, «потом» это целиком и полностью создано фантазией самого мечтателя, но тут уж деваться некуда: более совершенного способа проникнуть в свой завтрашний день человек пока еще не придумал.

С тем же успехом можно мечтать и о своем прошлом, заново проживая в мыслях те его эпизоды, которые нас почему-либо не устраивают. Ведь в мечтах запросто можно сказать совсем другие слова, совершить другие поступки, и вообще – оказаться куда более умным, смелым и благородным, чем это было на самом деле. Этот вариант мечтательности тоже довольно широко распространен, но в отличие от первого он связан, главным образом, с негативными переживаниями и является своеобразной попыткой «исправить» прошлое хотя бы в таких мысленных спектаклях, где ты являешься уже не просто исполнителем одной из ролей, но еще и режиссером-постановщиком, а также — драматургом.

Есть и другие значения, в наше время ставшие малоупотребительными. Например, Пушкин использовал слово «мечта» для определения того, что сегодня принято называть – ассоциативным мышлением:

Мечтать вредно

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Еще одно такое устаревшее значение можно увидеть у того же Пушкина в поэме Полтава:

…Семью
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор; быть может

(Какая   страшная   мечта!)
Моим отцом я проклята…

Здесь «мечта» употреблена уже в качестве предположения, гипотетической возможности. Сегодня вряд ли кому-то придет в голову изъяснятся подобным образом, хотя всего лишь два столетия назад подобное словоупотребление не вызывало у читателя вопросов.

А ведь церковно-славянский язык, на котором сформулированы все вероучительные истины христианства, возник гораздо раньше, чем язык Пушкинской поэзии. И поэтому многие слова, которые пришли в нашу речь из тех далеких времен, сегодня воспринимаются исключительно в их современном значении, даже если они и употреблены в церковной литературе. С «мечтой» произошла именно такая история.

Дело в том, что слово «мечтание» на церковно-славянском языке означает буквально – «призрак», некий образ, не имеющий ничего общего с реальностью. В принципе, к этой категории можно было бы отнести плоды тех самых мысленных путешествий в прошлое и будущее, закрыв тем самым все дальнейшие вопросы. Но это было бы слишком простым и поверхностным  решением проблемы.

Внимательно рассмотрев современные смыслы слова «мечта», нетрудно сделать вывод: все они предполагают некое свойство человеческого сознания, причем свойство  – творческое, способное создавать целые миры, никогда ранее не существовавшие. А одним из основных утверждений христианского учения о человеке, да и вообще обо всем сотворенном мире, является тезис преподобного Максима Исповедника: нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению. Следовательно, и все свойства человека сами по себе – хороши, поскольку вложены в него Богом ради неких вполне благих целей.

Мечтать вредно

Мечтание осуждается Церковью именно как неправильный способ употребления естественной и изначально доброй способности души к абстрактному мышлению, к созерцательной деятельности ума. Иными словами, литературное творчество Достоевского и виртуозное вранье какого-нибудь мошенника «на доверии» имеют в основе своей один и тот же источник – способность ума к моделированию житейских ситуаций. Но в первом случае эта способность употреблена для раскрытия перед человеком темных закоулков его души и призыва к покаянию, во втором – для банального выуживания денег из незадачливой жертвы.

И христианство, осуждая мечтание, призывает человека прежде всего к отказу от такого недолжного использования интеллектуальных способностей, к дисциплине ума и сердца, к наведению порядка в той сфере, которая не подвластна никому, кроме самого человека – в сфере его мысли.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:

«Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины».

Вот здесь-то и кроется одна из опасностей мечтательного склада ума. Ведь мечты тоже являются результатом мыслительной деятельности человека.

Рожденные нашим воображением картины могут услаждать нас или пугать, огорчать или радовать. Но в любом случае мы способны управлять ими, придавать им ту или иную направленность, наслаждаться их созерцанием, или в негодовании отвергать их, как только они возникнут у нас в сознании. Этот процесс выбора отношения к мечтам происходит в нас постоянно, и наивно было бы полагать, будто столь важная часть нашей жизни не нуждается в определенной дисциплине и упорядочении.

Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мечтания, о которых стыдно рассказывать даже самому близкому человеку. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге – главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мечтами подготовили себя к реальным злодеяниям.

Человек может быть внешне вполне благопорядочным и законопослушным, но в душе носить ад самых чудовищных фантазий. В большинстве случаев они так и остаются лишь в мыслях таких «мечтателей». Но даже если их фантазии и не вырвались наружу в виде реального преступления, они все равно калечат человека, выжигая его изнутри.

Видный деятель Русского Зарубежья протоиерей Сергий (Четвериков) говорил об этом так:

«…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: «Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!» Или иначе: «Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?» Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. ….Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».

Для борьбы с этой бедой православные аскеты-подвижники, привыкшие к тщательному наблюдению за своим внутренним миром, разработали целую систему «опознания» таких разрушительных фантазий. Сначала в сознании появляется так называемый «прилог» — мысль о  грехе, не имеющая визуального наполнения. Затем человек начинает в уме рассматривать эту мысль и как бы собеседовать с ней. Это у отцов называется «сочетание». Потом человек уже услаждается греховным помыслом, представляет себе мысленно, как он мог бы совершить  грех  — это называется «сосложение». Следующий этап называется – «пленение», когда привычка получать наслаждение от греховных мечтаний настолько захватывает человека, что он не может противиться ей, даже если очень этого захочет. И лишь после этого человек в реальной жизни совершает нечто такое, о чем и сам потом может горько пожалеть.

Остановить это течение от мысли о  грехе  к самому  греху  можно на любом этапе, за исключением пленения. Лучше всего, конечно же, отбросить сам прилог, саму мысль о  грехе  сразу после ее появления. Но для этого необходимо постоянное внимание к своим мыслям, чувствам, проверка их собственной совестью и сопоставление с Евангелием. Такое устроение души святые отцы называют «трезвением». А вот противоположное устроение, когда мысли человека парят бесконтрольно, в Церкви как раз и называют – мечтательностью.

Мечтать вредно

И даже в тех случаях, когда человек просто валяется на диване и мечтает, скажем, о туристической поездке на Фиджи, все равно такое времяпровождение невозможно назвать полезным, не только с церковной, но и с любой другой разумной точки зрения. Мечтатель как бы откладывает жизнь «на потом», и совсем не дорожит своим настоящим. Проецируя в будущее все, что связано в его представлении со счастьем, такой «диванный» мечтатель рискует никогда не достичь этого счастья. Привычка жить в мире грядущих радостей и свершений постепенно отрывает его от реальности все больше и больше, и, в конце концов, может привести его душу к совершенно плачевному состоянию. Тогда, даже попав на вожделенные Фиджи, он все равно будет мечтать о чем-то еще, потому что уже разучился жить и радоваться жизни здесь и сейчас.

***

Есть еще одна форма мечтания, от которой предостерегает Церковь. Это – мнительность. Диапазон ее проявлений весьма широк: от банальных подозрений супруга в несуществующих изменах, до серьезных психических расстройств. При канцерофобии (боязни злокачественных новообразований – прим. ред.), например, человек годами мечется по клиникам и целителям, пытаясь излечить онкологическое заболевание, которого у него нет и никогда не было. И очень обижается на врачей, которые пытаются убедить его в том, что он здоров.

Последовательность рассуждений мнительного человека очень точно передает известный анекдот о семейной ссоре: «Рыбка ты моя! – Рыбка? Это значит – пиранья. А пиранья значит – зубы. А зубы – собака.  Ой, мама, он меня сейчас сукой обозвал!»

Более подробно эту же схему можно наблюдать в советском фильме «Блондинка за углом», когда героиня Татьяны Догилевой в объятьях любимого мужчины внезапно начинает плакать и сквозь слезы объясняет свое поведение примерно так: «Вот поженимся мы с тобой, и родится у нас мальчик, и будет у него все, что душа пожелает, и «поступим» мы его учиться в лучший университет. И вот он поедет в деревню на картошку, и увидит там сарай с подвалом, начнет спускаться в подвал, а тут на него случайно упадет топор, лежащий на полке… И все — нет нашей кровиночки, нашего мальчика!» Несмотря на утрированную форму, здесь хорошо видно, что в основе «трагического» вывода героини лежит не что иное, как мечта. И дальнейшие ее рассуждения также относятся к сфере мечтаний, которыми она умудрилась довести себя до слез в один из самых счастливых моментов своей жизни.

Мечтательность-мнительность может превратить существование человека в кошмар и даже довести до самоубийства. А причина этому столь же проста, сколь и печальна: обладая способностью мысленно моделировать житейские ситуации, человек постепенно теряет ощущение границы между реальным миром и тем фантомом, который существует лишь в его сознании. И начинает руководствоваться в реальной своей жизни некими предпосылками и выводами из мира собственных фантазий. Результаты этого «руководства» могут быть комичными или трагическими, но об одном можно сказать с уверенностью: жизнь человеку такой «коктейль» из мечтаний и реальности отнюдь не облегчает.

Михаил Шемякин. Сон Раскольникова.

Есть в русском языке такое слово – «возомнить». Означает оно как раз такое вот мечтательное представление человека о себе, о своем месте в мире, об отношениях с другими людьми. Так, Родион Раскольников после долгих мечтаний о том, как благородно он распорядится ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, вдобавок возомнил о себе, будто он имеет право распоряжаться еще и чужими жизнями.

Конечно, в жизни возомнившие люди далеко не всегда приходят к той черте, которую переступил герой знаменитого романа Достоевского. Но можно изрядно себе навредить собственными мечтами-мнениями и не доходя до разбоя с двойным убийством.  Например, возомнить, будто начальник недоволен твоей работой и хочет тебя уволить, довести себя этими мечтаниями до невроза, а потом, с удивлением увидеть приказ о твоем повышении, подписанный тем самым «злодеем-начальником».

Мнительность может быть, условно говоря, и «с положительным знаком». Ведь можно намечтать себе и вполне привлекательную картину жизненных обстоятельств, у которой окажется всего лишь один недостаток: она плохо соотносится с настоящей жизнью.  Гениальный Пушкин всего в двух строчках сумел выразить подобный взгляд на мир через призму желаемого:

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Однако такая радость от самообмана очень быстро сменится разочарованием, жестокость которого будет прямо пропорциональна полученному удовольствию. И когда в молитвенных текстах встречается прошение к Богу «избави нас от мечтания бесовского», это вовсе не означает, будто христиане считают любую мечту – произведением нечистой силы. Вспомним: в церковно-славянском языке слово мечтание значит – призрак.

Бывает так, что аскет-подвижник возомнит о себе, будто достиг высочайших вершин святости, и тогда злые духи начинают являться ему в различных образах – ангелов, святых и даже Самого Христа. Но все это лишь – призраки, которые могут легко ввести в заблуждение человека, склонного к духовному самообману. Ведь всегда найдутся желающие обвести вокруг пальца простофилю, который и «…сам обманываться рад». И если такой подвижник поверит этим призракам, то может очень серьезно пострадать от своей доверчивости. Именно такого рода мечтания-призраки названы в христианской традиции – бесовскими. Но это совсем не значит, будто Церковь предает анафеме любую мечту вообще.

Любая способность человека заложена в него Богом при сотворении, а значит и способность к абстрактному мышлению, ассоциациям, воображению (с которыми мы обычно связываем понятие мечты) тоже – от Бога, значит – их тоже можно употребить во благо себе и ближним. Вопрос лишь в том, какие цели ставит перед собою человек, использующий эти богоданные свойства, и какое место занимает мечта в его жизни.

Так, мечтою часто называют некую положительную жизненную программу на будущее – некий план собственного развития на много лет вперед с определенной целью. Например, юноша говорит, что мечтает стать хирургом. Для этого он усиленно изучает анатомию и физиологию, поступает в медицинский институт, посещает дополнительные семинары, практикуется в «анатомичке», читает огромное количество литературы по специальности, ассистирует при операциях, и, наконец, сам становится практикующим хирургом.

Такое отношение к своей мечте можно только приветствовать, потому что она является мощным стимулом к деятельности, помогает человеку выстроить свою жизнь и определиться в выборе жизненного пути.

photosight.ru. Автор: Екатерина Павлисова

В конце концов, и многие нынешние священнослужители тоже ведь мечтали когда-то стать батюшками. И в этом смысле словосочетание «мечтать не вредно» является совершенно справедливым.

Но бывает и так, что человек вместо реализации своей мечты уходит в нее, прячется в ней от реального мира, словно улитка в раковину. Такая мечта способна отнять у человека его настоящую жизнь, подменив ее миром бесплодных грез и фантазий. Тогда из путеводной звезды она становится призраком, мешающим определить правильное направление. И вряд ли кто-нибудь возьмется оправдывать подобную мечтательность.

Церковь не отнимает у человека его мечту, она говорит лишь о разумном к ней отношении.

Во что она превратится –  в позитивное полагание высокой цели, или в пассивный уход от действительности? Соответствуют ли мечты человека той нравственной норме, которую он определил для себя в реальной жизни? Как не потерять ощущение границы между мечтой и реальностью? Вот вопросы, на которые христианство предлагает свои варианты ответов.

А уж принять их или отказаться – каждый из нас решает самостоятельно.

Читайте также:

Мечты, мечты…

Марина Журинская

Огромное количество людей придерживается убеждения в том, что мечты украшают жизнь. Значительно меньшее их количество обращает внимание на то, что мечты никогда не сбываются. Тех, кто несмотря ни на что продолжает в мечтах питать несбыточные надежды, принято считать романтиками (правда, у психиатров на этот счет подчас бывает свое особое мнение). Остальные начинают никогда не надоедающий процесс — предпринимают поиски виновных в несбывании своей мечты, что, между нами говоря, жизнь отнюдь не украшает. А между тем…

www.pravmir.ru

Мечтать вредно – мечтательность как избавиться

Мечтать вредно?

Мечтать вредно

Мечтать не вредно, гласит народная мудрость. Несмотря на ироничность этой поговорки, в ней очень точно выражено общее наше отношение к одному из самых светлых и дорогих каждому сердцу понятий – к мечте.

Пускай реальность будет самой что ни на есть беспросветной, пускай жизнь сложилась совсем не так, как хотелось, пускай весь мир идет на тебя войной, и уже потеряно все, что только можно было потерять – все это можно пережить, если у человека остается мечта. Она способна вытащить из самой унылой безнадеги, она поднимает нас над буднями и открывает новые горизонты, пронизанные светом надежды на лучшее. Это ее веками воспевали поэты всех народов, к ней стремились в своих благородных порывах самые чистые и бескорыстные сердца.

И вдруг, придя в Церковь, человек сталкивается с крайне негативным отношением к этому понятию, вплоть до прямого отождествления мечты с нечистой силой: «мечтания бесовские». Для многих это обстоятельство становится серьезной преградой на пути воцерковления и может даже совсем отвратить человека от дальнейшего изучения христианской веры.

Как и в большинстве случаев подобного рода, проблема здесь возникает из-за различного понимания и употребления одного и того же слова в просторечье и в церковном обиходе. Дело в том, что у слова «мечта» в русском языке существует множество смысловых оттенков, которые, в конечном счете, и определяют значение этого слова в каждом случае.

Мечтать вредно

Например, когда к мечтательности склонен ребенок, это обычно воспринимается как положительное качество. Но вот словосочетание «великовозрастный мечтатель» – явно сомнительный комплимент. Одно и то же слово применительно к различным возрастным категориям приобретает прямо противоположный смысл. И в разговоре о причинах негативного отношения к понятию «мечта» в христианстве сначала нужно внимательно посмотреть: какие же вообще смыслы этого слова существуют в русском языке.

Прежде всего мечта это – заветная цель, сокровенное желание, исполнение которого должно (по мнению мечтателя) принести счастье. Диапазон таких мечтаний чрезвычайно широк: тут и общий для девушек всех времен и народов «принц на белом коне», и надежды на славу – «мечтаю стать кинозвездой», и карьерные упования – «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом», и еще много-много всяких вещей, о которых можно говорить довольно долго.

Для современного человека такая мечта по большей части является неким «воспоминанием о будущем», возможностью хотя бы мысленно вырваться за пределы сегодняшнего своего существования и посмотреть – как же оно там будет, потом? Правда, «потом» это целиком и полностью создано фантазией самого мечтателя, но тут уж деваться некуда: более совершенного способа проникнуть в свой завтрашний день человек пока еще не придумал.

С тем же успехом можно мечтать и о своем прошлом, заново проживая в мыслях те его эпизоды, которые нас почему-либо не устраивают. Ведь в мечтах запросто можно сказать совсем другие слова, совершить другие поступки, и вообще – оказаться куда более умным, смелым и благородным, чем это было на самом деле. Этот вариант мечтательности тоже довольно широко распространен, но в отличие от первого он связан, главным образом, с негативными переживаниями и является своеобразной попыткой «исправить» прошлое хотя бы в таких мысленных спектаклях, где ты являешься уже не просто исполнителем одной из ролей, но еще и режиссером-постановщиком, а также – драматургом.

Есть и другие значения, в наше время ставшие малоупотребительными. Например, Пушкин использовал слово «мечта» для определения того, что сегодня принято называть – ассоциативным мышлением:

Мечтать вредно

Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,
Или разлуки роковой,
Иль одинокого гулянья
В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?
И нынче где их уголок?
Или уже они увяли,
Как сей неведомый цветок?

Еще одно такое устаревшее значение можно увидеть у того же Пушкина в поэме Полтава:

…Семью
Стараюсь я забыть мою.
Я стала ей в позор; быть может
(Какая страшная мечта!)
Моим отцом я проклята…

Здесь «мечта» употреблена уже в качестве предположения, гипотетической возможности. Сегодня вряд ли кому-то придет в голову изъяснятся подобным образом, хотя всего лишь два столетия назад подобное словоупотребление не вызывало у читателя вопросов.

А ведь церковно-славянский язык, на котором сформулированы все вероучительные истины христианства, возник гораздо раньше, чем язык Пушкинской поэзии. И поэтому многие слова, которые пришли в нашу речь из тех далеких времен, сегодня воспринимаются исключительно в их современном значении, даже если они и употреблены в церковной литературе. С «мечтой» произошла именно такая история.

Дело в том, что слово «мечтание» на церковно-славянском языке означает буквально – «призрак», некий образ, не имеющий ничего общего с реальностью. В принципе, к этой категории можно было бы отнести плоды тех самых мысленных путешествий в прошлое и будущее, закрыв тем самым все дальнейшие вопросы. Но это было бы слишком простым и поверхностным решением проблемы.

Внимательно рассмотрев современные смыслы слова «мечта», нетрудно сделать вывод: все они предполагают некое свойство человеческого сознания, причем свойство – творческое, способное создавать целые миры, никогда ранее не существовавшие. А одним из основных утверждений христианского учения о человеке, да и вообще обо всем сотворенном мире, является тезис преподобного Максима Исповедника: нет вещей дурных по своей природе, а есть вещи дурные по своему употреблению. Следовательно, и все свойства человека сами по себе – хороши, поскольку вложены в него Богом ради неких вполне благих целей.

Мечтать вредно

Мечтание осуждается Церковью именно как неправильный способ употребления естественной и изначально доброй способности души к абстрактному мышлению, к созерцательной деятельности ума. Иными словами, литературное творчество Достоевского и виртуозное вранье какого-нибудь мошенника «на доверии» имеют в основе своей один и тот же источник – способность ума к моделированию житейских ситуаций. Но в первом случае эта способность употреблена для раскрытия перед человеком темных закоулков его души и призыва к покаянию, во втором – для банального выуживания денег из незадачливой жертвы.

И христианство, осуждая мечтание, призывает человека прежде всего к отказу от такого недолжного использования интеллектуальных способностей, к дисциплине ума и сердца, к наведению порядка в той сфере, которая не подвластна никому, кроме самого человека – в сфере его мысли.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал:

«Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным, потому они очень мало разборчивы при принятии мысли. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному; от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины».

Вот здесь-то и кроется одна из опасностей мечтательного склада ума. Ведь мечты тоже являются результатом мыслительной деятельности человека.

Рожденные нашим воображением картины могут услаждать нас или пугать, огорчать или радовать. Но в любом случае мы способны управлять ими, придавать им ту или иную направленность, наслаждаться их созерцанием, или в негодовании отвергать их, как только они возникнут у нас в сознании. Этот процесс выбора отношения к мечтам происходит в нас постоянно, и наивно было бы полагать, будто столь важная часть нашей жизни не нуждается в определенной дисциплине и упорядочении.

Положа руку на сердце, каждый из нас может признаться себе в том, что бывают такие мечтания, о которых стыдно рассказывать даже самому близкому человеку. С точки зрения неверующего человека в этом нет ничего страшного: мало ли кто о чем фантазирует на досуге – главное, чтобы в реальной жизни все было пристойно и в рамках закона. Но в том-то и беда, что самые гнусные преступления совершались маньяками, садистами и насильниками уже после того, как они сотни и тысячи раз совершили их мысленно и этими страшными мечтами подготовили себя к реальным злодеяниям.

Человек может быть внешне вполне благопорядочным и законопослушным, но в душе носить ад самых чудовищных фантазий. В большинстве случаев они так и остаются лишь в мыслях таких «мечтателей». Но даже если их фантазии и не вырвались наружу в виде реального преступления, они все равно калечат человека, выжигая его изнутри.

Видный деятель Русского Зарубежья протоиерей Сергий (Четвериков) говорил об этом так:

«…Мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: «Думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!» Или иначе: «Какое кому дело до моих мыслей и чувств?.. Ведь я же никому не врежу?» Но такого рода рассуждения глубоко ошибочны. ….Душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условиями его совершения; грех мыслью никогда решительно ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех внутренней нечистоплотности, человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, когда настает для него момент настоящей деятельности, душа его оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собою».

Для борьбы с этой бедой православные аскеты-подвижники, привыкшие к тщательному наблюдению за своим внутренним миром, разработали целую систему «опознания» таких разрушительных фантазий. Сначала в сознании появляется так называемый «прилог» — мысль о грехе, не имеющая визуального наполнения. Затем человек начинает в уме рассматривать эту мысль и как бы собеседовать с ней. Это у отцов называется «сочетание». Потом человек уже услаждается греховным помыслом, представляет себе мысленно, как он мог бы совершить грех — это называется «сосложение». Следующий этап называется – «пленение», когда привычка получать наслаждение от греховных мечтаний настолько захватывает человека, что он не может противиться ей, даже если очень этого захочет. И лишь после этого человек в реальной жизни совершает нечто такое, о чем и сам потом может горько пожалеть.

Остановить это течение от мысли о грехе к самому греху можно на любом этапе, за исключением пленения. Лучше всего, конечно же, отбросить сам прилог, саму мысль о грехе сразу после ее появления. Но для этого необходимо постоянное внимание к своим мыслям, чувствам, проверка их собственной совестью и сопоставление с Евангелием. Такое устроение души святые отцы называют «трезвением». А вот противоположное устроение, когда мысли человека парят бесконтрольно, в Церкви как раз и называют – мечтательностью.

Мечтать вредно

И даже в тех случаях, когда человек просто валяется на диване и мечтает, скажем, о туристической поездке на Фиджи, все равно такое времяпровождение невозможно назвать полезным, не только с церковной, но и с любой другой разумной точки зрения. Мечтатель как бы откладывает жизнь «на потом», и совсем не дорожит своим настоящим. Проецируя в будущее все, что связано в его представлении со счастьем, такой «диванный» мечтатель рискует никогда не достичь этого счастья. Привычка жить в мире грядущих радостей и свершений постепенно отрывает его от реальности все больше и больше, и, в конце концов, может привести его душу к совершенно плачевному состоянию. Тогда, даже попав на вожделенные Фиджи, он все равно будет мечтать о чем-то еще, потому что уже разучился жить и радоваться жизни здесь и сейчас.

***

Есть еще одна форма мечтания, от которой предостерегает Церковь. Это – мнительность. Диапазон ее проявлений весьма широк: от банальных подозрений супруга в несуществующих изменах, до серьезных психических расстройств. При канцерофобии (боязни злокачественных новообразований – прим. ред.), например, человек годами мечется по клиникам и целителям, пытаясь излечить онкологическое заболевание, которого у него нет и никогда не было. И очень обижается на врачей, которые пытаются убедить его в том, что он здоров.

Последовательность рассуждений мнительного человека очень точно передает известный анекдот о семейной ссоре: «Рыбка ты моя! – Рыбка? Это значит – пиранья. А пиранья значит – зубы. А зубы – собака. Ой, мама, он меня сейчас сукой обозвал!»

Более подробно эту же схему можно наблюдать в советском фильме “Блондинка за углом”, когда героиня Татьяны Догилевой в объятьях любимого мужчины внезапно начинает плакать и сквозь слезы объясняет свое поведение примерно так: “Вот поженимся мы с тобой, и родится у нас мальчик, и будет у него все, что душа пожелает, и “поступим” мы его учиться в лучший университет. И вот он поедет в деревню на картошку, и увидит там сарай с подвалом, начнет спускаться в подвал, а тут на него случайно упадет топор, лежащий на полке… И все – нет нашей кровиночки, нашего мальчика!” Несмотря на утрированную форму, здесь хорошо видно, что в основе «трагического» вывода героини лежит не что иное, как мечта. И дальнейшие ее рассуждения также относятся к сфере мечтаний, которыми она умудрилась довести себя до слез в один из самых счастливых моментов своей жизни.

Мечтательность-мнительность может превратить существование человека в кошмар и даже довести до самоубийства. А причина этому столь же проста, сколь и печальна: обладая способностью мысленно моделировать житейские ситуации, человек постепенно теряет ощущение границы между реальным миром и тем фантомом, который существует лишь в его сознании. И начинает руководствоваться в реальной своей жизни некими предпосылками и выводами из мира собственных фантазий. Результаты этого «руководства» могут быть комичными или трагическими, но об одном можно сказать с уверенностью: жизнь человеку такой «коктейль» из мечтаний и реальности отнюдь не облегчает.

Михаил Шемякин. Сон Раскольникова.

Есть в русском языке такое слово – «возомнить». Означает оно как раз такое вот мечтательное представление человека о себе, о своем месте в мире, об отношениях с другими людьми. Так, Родион Раскольников после долгих мечтаний о том, как благородно он распорядится ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, вдобавок возомнил о себе, будто он имеет право распоряжаться еще и чужими жизнями.

Конечно, в жизни возомнившие люди далеко не всегда приходят к той черте, которую переступил герой знаменитого романа Достоевского. Но можно изрядно себе навредить собственными мечтами-мнениями и не доходя до разбоя с двойным убийством. Например, возомнить, будто начальник недоволен твоей работой и хочет тебя уволить, довести себя этими мечтаниями до невроза, а потом, с удивлением увидеть приказ о твоем повышении, подписанный тем самым «злодеем-начальником».

Мнительность может быть, условно говоря, и «с положительным знаком». Ведь можно намечтать себе и вполне привлекательную картину жизненных обстоятельств, у которой окажется всего лишь один недостаток: она плохо соотносится с настоящей жизнью. Гениальный Пушкин всего в двух строчках сумел выразить подобный взгляд на мир через призму желаемого:

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Однако такая радость от самообмана очень быстро сменится разочарованием, жестокость которого будет прямо пропорциональна полученному удовольствию. И когда в молитвенных текстах встречается прошение к Богу «избави нас от мечтания бесовского», это вовсе не означает, будто христиане считают любую мечту – произведением нечистой силы. Вспомним: в церковно-славянском языке слово мечтание значит – призрак.

Бывает так, что аскет-подвижник возомнит о себе, будто достиг высочайших вершин святости, и тогда злые духи начинают являться ему в различных образах – ангелов, святых и даже Самого Христа. Но все это лишь – призраки, которые могут легко ввести в заблуждение человека, склонного к духовному самообману. Ведь всегда найдутся желающие обвести вокруг пальца простофилю, который и «…сам обманываться рад». И если такой подвижник поверит этим призракам, то может очень серьезно пострадать от своей доверчивости. Именно такого рода мечтания-призраки названы в христианской традиции – бесовскими. Но это совсем не значит, будто Церковь предает анафеме любую мечту вообще.

Любая способность человека заложена в него Богом при сотворении, а значит и способность к абстрактному мышлению, ассоциациям, воображению (с которыми мы обычно связываем понятие мечты) тоже – от Бога, значит – их тоже можно употребить во благо себе и ближним. Вопрос лишь в том, какие цели ставит перед собою человек, использующий эти богоданные свойства, и какое место занимает мечта в его жизни.

Так, мечтою часто называют некую положительную жизненную программу на будущее – некий план собственного развития на много лет вперед с определенной целью. Например, юноша говорит, что мечтает стать хирургом. Для этого он усиленно изучает анатомию и физиологию, поступает в медицинский институт, посещает дополнительные семинары, практикуется в «анатомичке», читает огромное количество литературы по специальности, ассистирует при операциях, и, наконец, сам становится практикующим хирургом.

Такое отношение к своей мечте можно только приветствовать, потому что она является мощным стимулом к деятельности, помогает человеку выстроить свою жизнь и определиться в выборе жизненного пути.

photosight.ru. Екатерина Павлисова

В конце концов, и многие нынешние священнослужители тоже ведь мечтали когда-то стать батюшками. И в этом смысле словосочетание «мечтать не вредно» является совершенно справедливым.

Но бывает и так, что человек вместо реализации своей мечты уходит в нее, прячется в ней от реального мира, словно улитка в раковину. Такая мечта способна отнять у человека его настоящую жизнь, подменив ее миром бесплодных грез и фантазий. Тогда из путеводной звезды она становится призраком, мешающим определить правильное направление. И вряд ли кто-нибудь возьмется оправдывать подобную мечтательность.

Церковь не отнимает у человека его мечту, она говорит лишь о разумном к ней отношении.

Во что она превратится – в позитивное полагание высокой цели, или в пассивный уход от действительности? Соответствуют ли мечты человека той нравственной норме, которую он определил для себя в реальной жизни? Как не потерять ощущение границы между мечтой и реальностью? Вот вопросы, на которые христианство предлагает свои варианты ответов.

А уж принять их или отказаться – каждый из нас решает самостоятельно.

С детства нас убеждают, что грезить светлым будущим не вредно. В песнях на радио призывают поверить в мечту. У героев сказок и некоторых фильмов сбывается все, что было загадано. Но практика показывает, что грезы редко приносят пользу, ведь в иллюзиях можно заблудиться. Как перестать мечтать и начать двигаться по направлению к желаемому?

Вполне реальная фантазия

Я просыпаюсь в 6 утра и выхожу на пробежку. Затем принимаю душ, чищу зубы, неспеша пью чай или кофе, читаю книгу. В половину девятого я уже здороваюсь со своими сотрудниками в собственном офисе. Это небольшая компания со стабильным доходом. За 3 года существования бизнеса я научился грамотно планировать день. В 5 вечера я буду дома. Все расписано по часам: общение с друзьями, родственниками, девушками. На все хватает времени.

Здравствуйте, меня зовут Александр. Ну, как вам мои иллюзии? Уверен, многим читателям они показалась сильно приземленными. Эти мысли преследуют меня уже на протяжении нескольких лет. Моя работа сильно отличается от вышеописанного графика. Я повар. Работаю с раннего утра до полуночи летом почти каждый день. Я много прочитал на эту тему и понял одну простую, но почему-то малоприметную вещь: в моей фантазии нет места движению к ней.

Живу я одним образом жизни, а мечтаю о другом. За столько лет я ничего не попытался сделать, чтобы это изменить. А ведь все достаточно просто. Литературы по бизнесу куча. Как бы мы не ругали государство, но ИП сейчас открыть несложно. Несколько месяцев назад я решил пересмотреть свой образ жизни. Настоящая статья – это сборник той информации, которая подтолкнула меня на это решение, стимулировала и помогала в его осуществлении.

Вредно ли мечтать?

Грезы заставляют отвлекаться. Психологи из Гарварда Дэвид Гилберт и Мэтью Киллингсворт разработали приложение для смартфонов. Они решили выявить, чем занят мозг людей во время тех или иных занятий. Пользователям программы в произвольное время приходили вопросы:

  1. Чем занимаетесь?
  2. О чем думаете?
  3. Что вы сейчас чувствуете?

В заключении предлагалось определить уровень своего счастья по стобальной шкале. В эксперименте участвовало 2250 человек. Результаты опубликованы в журнале Science в 2010 году. Исследователи установили:

  • 46,9% респондентов во время работы и домашних дел размышляют о своем психическом состоянии, переживают прошлые неудачи или мечтают о светлом будущем;
  • при чтении и просмотре фильмов процент отвлеченных размышлений уменьшается, а при прослушивании музыки — увеличивается;
  • во время занятий сексом менее 9% людей придаются посторонним мыслям;
  • чем больше сосредоточенность на текущем занятии, тем счастливее себя чувствует человек. Пик позитивных эмоций наблюдается при общении с друзьями.

Действительно, если ждешь своей очереди в магазине или госучреждении, занимаешься рутинной работой, то фантазии мозга не знают границ. А вот во время секса, желать чего-то большего не приходится.

“Хроническое неумение делать нужное дело в нужное время — причина большинства наших несчастий”.

Андре Кукла — американский психолог

Концентрация на том, что важно здесь и сейчас способствует продуктивной сплоченной работе человека и его мозга. Иными словами, и делу, и мечте нужно отводить строго определенное время. Подобным образом высказываются многие ученые и философы.

Почему мечтать вредно?

Рассмотрим два понятия:

  1. Мечта — это нечто желаемое.
  2. Цель — предмет стремлений человека.

Погружаясь в грезы, мы отправляемся в увлекательное путешествие в будущее, сколь угодно позитивное. В этом полете фантазии будущее уже наступило. Но у него нет ни прошлого, ни настоящего. В этом главная опасность — создается иллюзия уже свершенного. Мозг успокаивается, забывая о насущных проблемах. Получается, что больше нет необходимости действовать. Искажение реальности грозит депрессивным состоянием. Эмоциональная устойчивость нарушается вне зависимости от позитивности или негативности мыслей. Ведь люди мечтают по-разному. Одни видят себя героями, другие – властителями мира, третьи – разрушителями вселенной.

Достижение цели же предполагает направленные действия. При этом человек живет настоящим: довольствуется тем, что имеет, решает насущные проблемы, терпит поражения и радуется победам. Через тернии личность постепенно поднимается к тем вершинам, которых так важно достичь. И неважно, как именно и в каком возрасте человек решил добиваться целей. Кто-то с детства встает на тропу войны за место под солнцем. Кто-то задается вопросом, как перестать мечтать и жить в реальности, будучи зрелым. Важно осознание и твердое разделение мыслей на мечты и цели, понимание того, что достижимо, а что нет. Важно продвигать идеи в реальности, а не придаваться бесплодным иллюзиям.

Крайняя степень грез – мечтательность. Человек, отдающий свою энергию на бесплодную умственную деятельность со временем погружается в придуманную его мозгом сказку все глубже и глубже. При этом ему приходится выходить в реальную жизнь, общаться с людьми. Это порождает уныние, апатию, агрессию, отчаяние, разочарованность. Невольно вспоминается фраза из романа Виктора Гюго «Отверженные»: «Если у человека завелась привычка выходить из дому, чтобы мечтать, то настанет день, когда он уйдет из дому, чтобы броситься в воду».

Как перестать мечтать и начать действовать?

Секрет успеха заключается в движении. Предугадать его траекторию не получится, но пытаться просчитывать шаги на пути к достижению цели необходимо. Когда у личности появляются стремления, становится некогда грезить. Мозг слишком занят решением проблем, постоянно возникающих в процессе реализации планов. Начать действовать – значит:

  • принять себя, свои недостатки и несовершенства;
  • самостоятельно нести ответственность за свои поступки, мысли и жизнь;
  • четко представлять, к чему следует стремиться;
  • смотреть страхам в глаза;
  • быть готовым к испытаниям и принимать удары.

Чем больше человек раздумывает над теми или иными обстоятельствами, тем выше риск того, что он откажется от реальных действий. Чтобы этого не произошло, нужно развить вышеперечисленные качества личности. Далее, чтобы перестать мечтать и начать действовать, необходимо разработать план, уделить внимание следующим моментам.

Расстановка приоритетов

Жизнь заставляет делать выбор. Продуктивное действие предполагает линейность, то есть сосредоточенность на одном процессе. Человек не в состоянии разорваться. Следует делать одно дело, идти одним путем, стремиться к достижению одной цели. После выполнения одной задачи переходят к другой.

Конкретные данные о ресурсах

В мечтах мы часто тратим миллиарды денег, но никогда не представляем процесса их заработка. Чтобы получить желаемое, нужно отталкиваться от того что есть. Если ресурсов не хватает, то найдутся способы их увеличить. Для этого следует ответить на ряд вопросов. Например, есть желание жить в собственном доме. В какую сумму он обойдется? Как я его получу, если заработная плата составляет 30 тысяч в месяц? Могу ли я увеличить доход? Это уже говорит о попытке превратить мечту в цель.

Завершают начатый процесс конкретизацией во времени и пространстве. Где будет находиться дом? Как он выглядит? Сколько времени и денег будет вложено в решение конкретных задач? Определяют конечный срок достижения. Конечно, жизнь вносит коррективы. Но абстрактное представление желаний грозит тем, что они не сбудутся никогда.

Принятие эмоционально-волевого решения и дополнительная мотивация

Человек зависим от эмоций. Настоящее решение принимается тогда, когда мы четко представляем себе последствия достижения цели. Что произойдет по завершении пути? Какие чувства вызывает наличие желаемого объекта? Эмоции укрепляют веру в собственную правоту, придают сил для движения вперед. Но иногда руки опускаются настолько, что эффект собственной мотивации ослабевает. На помощь приходят книги, фильмы и истории успешных людей.

Немедленное действие

Чем глубже проработка путей к цели, тем лучше. Предугадать все перипетии мы не в состоянии. Поэтому действие важнее размышлений. Бизнес-тренеры проводят такой эксперимент. Часть участников пишут желаемую сумму денег. Записки прячут.

Задача состоит в поиске своей бумажки с завязанными глазами. Чтобы искатель не споткнулся, к нему приставляют свободного участника. Люди ведут себя по-разному. Кто-то стоит и терпеливо выжидает момент, а затем идет в правильном направлении. Кто-то начинает обшаривать все вокруг руками, пока не найдет заветный предмет. Замечено, что в первом случае ошибки происходят реже. Но результата быстрее достигают активные искатели. Практика дает лучший результат, нежели теоретические расчеты. Поэтому при бездействии мечтать вредно.

Формирование социальных связей

Общение с активными людьми заряжает энергией, провоцирует на действие, мотивирует в нужную минуту. В идеале нужно найти собеседников по интересам, которые ставят схожие цели. Важно обратить внимание на их рассказы не только об успехах, но и о неудачах. Так как перестать жить в мечтах означает нести ответственность за действия, не стоит страшиться ошибок. Чтобы свести их к минимуму, нужно внимательнее отнестись к словам более опытных собеседников. Кто-то рассказал о своем провале? Поблагодарите человека и сделайте все, чтобы в вашем случае такого не повторилось.

Постоянный самоанализ

Изменениям поддается только то, что можно измерить. В самом начале нужно поймать себя на иллюзорных мыслях. В тетрадь записать, когда и при каких обстоятельствах грезы мешают полноценно жить. Далее, с помощью силы воли, стараться исключать посторонние мысли. В этом помогают регулярные физические тренировки и сбалансированное питание. Параллельно выписать цели, сроки их достижения и возможные задачи на пути к желаемому. Успехи и неудачи регулярно сравнивают с намеченным.

Итак, что мы выяснили:

  1. Мечтать не вредно, но зацикливаться на грезах бесполезно и опасно для здоровья.
  2. Чтобы фантазии приносили пользу, нужно превратить их в цель.
  3. Результат достигается действиями, а не размышлениями о них.
  4. Счастлив тот, кто сосредоточен на любимом деле.
  5. Свои успехи и провалы необходимо фиксировать, чтобы следить за изменениями.

В общем мечты превращаются в иллюзии. Чтобы вернуться в реальный мир, необходимо принять решение и подпитать его эмоциями. Лично мне при монотонной работе мало помогали мотивации, физические нагрузки и сила воли. Тогда я прибегнул к упражнениям. «Техника Фиббоначи» — сложение в уме цифр. К последнему слагаемому добавляется результат предыдущего примера: 1+1=2, 2+1=3, 3+2=5 и т.д. При этом я отключался от любых мыслей, кроме сложения. Но концентрироваться на скучной работе сложно до сих пор.

«750 слов» — с утра, сразу после пробуждения писал все, что лезет в голову. Признаться, я не всегда выходил на нужный объем (непосредственно 750 слов). Когда возникал ступор, я часто бросал, не дописав и половины. Мне помогало и в таком варианте. У меня складывалось впечатление, что я вообще ни о чем не думаю. Это несколько устрашало и заставляло сосредоточиться на проблемах.

В детстве мечтают все – это условно нормальное проявление. У ребенка нет особых забот, и в свободное время он воображает друзей, врагов и различные обстоятельства. Предполагается, что взрослый человек знает себя и свои желания. Если в жизни нет стремлений, то в приоритете должен оставаться их поиск. В любом случае жить лучше настоящим. Сайт ТренерМозга поможет вам отпустить мечту, так и начать действовать. У нас есть другие статьи по этой теме. Выберите из них ту, что поможет именно вам.

Записи по теме:

  • Смотреть про старцев

    Юродивый Гавриил (Ургебадзе), преподобноисповедник . Предисловие – 3_______ГЛАВА ПЕРВАЯ. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА ГАВРИИЛА – 7Отрочество,…

  • Православие в интернете

    Православие в Интернете»Что весьма трудно приобрести и очень легко потерять?» На этот вопрос совершенно по-разному…

  • Православие о дружбе

    О друге, дружбе и общностиКадр из фильма «Гардемарины, Вперед!»Хотите проверить свое отношение к ближним? Задайте…

sobor-novoros.ru

Почему вредно мечтать. Почему мечтать не вредно

У каждого из нас есть мечты. У кого-то большие, у кого-то маленькие, но независимо от этого, все они очень важные. И порою, мы не задумываемся, почему их исполнение происходит уже тогда, когда эта самая мечта перестаёт быть таковой. А ведь всё гениальное просто: чем больше мы желаем (привязываемся к желаемому), тем меньше получаем.

Правда возникает вопрос: а как же визуализация, закон притяжения и прочие техники? Ответ на него можно получить из собственного жизненного опыта. Наверняка, каждый хоть раз в жизни замечал, что как только он останавливался в гонке за желаемым, как только забывал про это – старая мечта тут же исполнялась, словно смеясь над горе — мечтателем. Так давайте разберемся, почему так происходит. Почему, когда мы перестаем мечтать, у нас все достигается.

Почему мечты исполняются с опозданием?

Во-первых: как бы банально это не звучало, но ничего нельзя добиться, просто сидя на диване и медитируя. Нужно действовать! Три часа визуализации не заменят одного звонка работодателю. Методы воздействия на божественный разум результативны только если человек идет вперед, слушает свою интуицию и не боится делать шаги к реализации мечты.

Во-вторых: чем сильнее Вы привязывайтесь к мечте, тем сильнее разочаровываетесь впоследствии. Человек только дописал книгу, а уже представил, как на утро проснётся богатым и знаменитым, но в первом же издательстве рукопись не взяли. Что делать? Дорабатывать своё произведение и рассылать его всем возможным издателям. Но ведь хотелось всего и сразу! Мечта не сбылась, и человек забросил работу, переключаясь на что-то другое. Разочарование «убило» все его возможности на самореализацию в литературе.

В-третьих мечтать вредно так как, чем больше Вы желаете, тем больше суетитесь и делаете неверных шагов. Это напоминает сборы перед отпуском, когда Вы две недели вяло перекладывали вещи с места на место, прекрасно зная где что лежит, а потом за три часа до отлёта лихорадочно начинаете бегать по квартире в поиске пропавшего парного носка.

Каждой мечте нужно время на реализацию! Не торопитесь зря, не хватайтесь за тридцать дел сразу, будьте последовательны и логичны. Уделяйте визуализации 20 минут в день, а в остальное время действуйте. Помните о том, что от ваших шагов зависит ваше будущее. Проявляете инициативу и идите вперед!

Многим из нас известна поговорка о том, что мечтать не вредно. Раз не вредно, то мы и мечтаем. Мечтаем о чём-то более лучшем, более светлом, более надёжном, более постоянном. Мечтаем о лучшей работе, лучшем спутнике жизни, высокой зарплате, обо всём, о чём только можно представить.

Безвредные мечты на самом деле, оказывается, очень вредны. «Почему? – возможно, удивится кто-то. – Ведь в них нет ничего плохого, на первый взгляд. Что плохого в том, чтобы мечтать?»

Оказывается, плохого в мечтах более чем предостаточно. Даже тогда, когда мы мечтаем только о том, что идёт после позитивного знака «плюс».

Во-первых, когда мы мечтаем, мы как бы перестаём жить настоящим и начинаем жить будущим, в наших мечтах. Мы перестаём видеть реальную жизнь и жить в реальном мире. А ведь если присмотреться, то у нас есть не так уж и мало для того, чтобы просто быть счастливым уже сейчас, а не тогда, когда сбудутся наши мечты.

В процессе своих мечтаний мы живём вне времени, ведь настоящее мы упорно игнорируем, потому что оно нас не устраивает, прошлое и события прошлого мы уже изменить не можем, а то заоблачное будущее в наших мечтах ещё просто не наступило.

Мечты расслабляюще действуют на нашу силу воли и характер, они, в буквальном смысле этих слов, деморализируют нашу волю к жизни и борьбе за поставленные цели. Зачем бороться, стремиться, добиваться, если можно просто мечтать и жить мечтами?

Между мечтой и целью есть одно существенное различие, хотя в чем-то эти два понятия даже очень похожи. Мечты – это состояние , цель – это уже действие . Именно потому поставленные цели чаще воплощаются в жизнь, чем просто наши мечты.

На Западе широкой популярностью пользуются методика визуализации и методика «трёх шагов». Обе эти методики являются наглядным пособием того, как мечты обретают крылья и становятся не просто пустыми вздохами и желаниями, но вполне конкретной и реальной, по своему достижению, целью.

Методика визуализации предлагает чётко представить перед собой свою цель, именно цель, потому что если мы наградили мечту крыльями, то она превратилась во вполне конкретную цель. Итак, следует чёткое представление цели и её визуализация, воплощение в реальный образ. Это может быть картинка, фото, надпись, игрушка, которые воплощают поставленную цель. Далее следует процесс, когда поставленная цель всё чаще попадается вам на глаза и напоминает о т

hardshopmarket.ru

Почему мечтать полезно и как делать это правильно

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мечты — это способ окунуться в мир, где ты счастлив. Некоторые считают, что делать подобное глупо, другие только этим и живут. Ученые пришли к выводу, что способность мечтать — это одна из основных характеристик успешного и счастливого человека. Мы разберем основные причины того, почему стоит строить воздушные замки, и узнаем, как правильно делать это, чтобы не потерять связь с реальностью и воплотить свои желания.

Мы в AdMe.ru пришли к выводу, что мечты — это один из самых легких и приятных способов поменять свою жизнь к лучшему. И вот почему.

1. Вы сможете понять, чего хотите от жизни

Проблема с поиском себя и своего места в жизни порой затягивается на неопределенный срок. Чтобы избежать подобных ситуаций, попробуйте упражнения «Детство» и «20 любимых занятий» из книги «Мечтать не вредно» лайф-коуча по достижению целей Барбары Шер и эксперта по психологии Энни Готтлиб.

  • Первое упражнение поможет разобраться с тем, чем вы чаще всего занимались в детстве. Выпишите на бумагу все хобби и занятия, которые вас увлекали, по годам жизни. А после проанализируйте, какое дело сопровождало вас на протяжении всего сознательного пути. Это и будет та самая красная нить, над которой стоит задуматься.
  • Упражнение «20 любимых занятий» поможет проанализировать, чем вы занимались, занимаетесь или почему перестали это делать. Напишите на листке бумаги не меньше 20 любимых занятий, а если не набирается такое количество, не отчаивайтесь и отмечайте любую мелочь: нравится чесаться, когда чешется, например. После задайте несколько сопутствующих вопросов к этим хобби. Когда я в последний раз этим занимался? Стоит денег или это бесплатно? В одиночку или с кем-то? Запланированно или спонтанно? Есть ли риск для здоровья? Это что-то быстрое или медленное? Теперь выявите закономерности. Они-то и подскажут ваши реальные интересы и дадут правильный вектор в определении дела вашей жизни.

www.adme.ru

Почему вредно НЕ МЕЧТАТЬ? Часть 2

Главное — мечтать!

Начало: Почему очень вредно НЕ МЕЧТАТЬ? Часть 1

Почему люди перестают мечтать?

Часто люди, которые по тем или иным причинам перестают мечтать, делают это, руководствуясь заблуждениями. Я нашла несколько таких заблуждений, превращающих нашу жизнь из счастливого приключения в унылое существование.

Одно из заблуждений, которое коснулось меня – о том, что мечты, мечтания – это пустая трата времени, что в жизни нужно только пахать и пахать, чтобы что-то получить.

А если тратить время на мечты, как говорят многие «умные люди» — на «розовые сопли» — то так и останешься со своими мечтами, и ничего в жизни не добьешься.

Слово-то такое «добиваться» – добивать–ся – то есть, добивать самого себя в попытках обеспечить себе достойную жизнь.

Мечты ведут нас вперед к новым горизонтам

Оказалось, я думала именно так. Cамое коварное заблуждение – что нашим мечтам не суждено сбыться, так зачем расстраиваться. Так мне часто говорила мама – «не летай высоко в облаках, чем выше летаешь, тем потом больнее падать»
– то есть не мечтай, чтобы не расстроиться, если не получишь то, что хочется.

А еще нас учили довольствоваться малым… «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Это уже слова моей бабушки.

К сожалению, я им поверила. И как-то незаметно для себя перестала мечтать. Я забыла о своих мечтах, сузила желания до простого комфортного существования и элементарных вещей. А, да, у меня остался «стандартный набор» того, что принято желать в нашем обществе – машина, квартира (можно даже дом), отдых на курорте 1-2 раза в год. И точка.

Я поверила «реалистам»…

И вот ради этого я «пахала». Как советовали «умные люди», как советовали реалисты, которые «знают всю правду жизни».

В итоге всего два заблуждения, и у меня на долгие годы пропали из поля зрения мои собственные мечты.

И знаете, так живут многие, очень многие люди. Их желания минимальны, мечты отсутствуют.

Заблуждения мешают им жить так, как они хотят, жить так, чтобы чувствовать себя живыми! А часто у них просто нет времени, чтобы остановиться и осознать, чего они хотят и куда идут, ведь они работают, добивают-ся!

Именно мечты, настоящие, серьезные, огромные, невероятные и на первый взгляд нереальные мечты заставляют нас чувствовать себя живыми, ощущать смысл жизни всем своим существом.

А ведь смысл на самом деле предельно прост – жить и получать от этого процесса радость и удовольствие. Возможно ли это без мечты? Сомневаюсь.

И я начала вспоминать, о чем же я мечтала, чего хотела. Поверьте, это было нелегко. Поначалу ум отказывался от мыслей на эту тему, переводя внимание на заблуждения снова и снова.

Я не понимала, в чем дело и почему я не могу понять чего же я хочу. Сколько противоречий пришлось убрать, чтобы только снова начать мечтать.

Что мешало мечтать?

Ну, конечно, это два главных заблуждения, что мечты – это напрасная трата времени и что у меня они не сбудутся. Затем убеждения такого рода «где Я и где мечта?» – когда я все-таки вспомнила свои мечты.

Но я вспомнила! Я вспомнила, как мечтала выступать перед огромной аудиторией людей и рассказывать им что-то важное. То, что сможет изменить их жизни в лучшую сторону. Сейчас я понимаю, чем именно хочу делиться, и эта мечта очень вдохновляет меня!

Я вспомнила, что хотела общаться с людьми через книги, чтобы их было много и все они были полезные и интересные. Ведь я сама так люблю читать.

Я хочу писать книги, переворачивающие сознание и открывающие новые горизонты! А еще я мечтаю помогать людям видеть свою истинную суть, открывать свои способности и таланты, жить полной жизнью.

И эти мечты скоро сбудутся! Скоро выйдет бумажная книга на основе моего Марафона Чудес. А в ближайшем будущем я опубликую электронные книги о сознательном творении и налаживании отношений с людьми. Предвкушаю!

Мечтать не вредно, а полезно!

И это я только начала мечтать! И не собираюсь останавливаться.

Я просто увидела жизнь так, как видит ее наш нефизический Источник – как бесконечное поле для свершений, как прекрасное приключение. И все это благодаря тому, что я снова стала мечтать.

Мечтайте как можно больше!

Я стала выделять время на мечты. Собственно говоря, это не сложно. На самом деле есть много времени, которое можно посвятить мечтаниям. Например, прогулки с ребенком, любая работа по дому, приготовление еды.

Также можно выделять по 10-15 минут времени в течение дня, чтобы вспомнить свои мечты, погрузиться в них, изучить подробности, насладиться процессом.

Еще очень важно не зацикливаться на исполнении мечты. Ваша мечта – ваш ориентир и источник вдохновения. Сам процесс мечтаний очень приятен. Так какая разница, когда вы получите то, о чем мечтаете, если ваш путь к мечте – уже чудесен?

Это не значит, что мечта не сбудется. Это значит, что мечта – не цель, а ПУТЬ.

Мечтая, погружаясь в свои мечты через время, вы заметите, что ваша жизнь будто обрела более глубокий смысл. Что каждое ваше действие стало глубже, ценнее – для вас самих.

Ваши мечты будут вести вас по жизни, наполняя энергией, вдохновляя и радуя. А их исполнение станет приятным бонусом.

Будьте уверены, что ваши мечты обязательно сбудутся. Почему? Потому что вы творец своей реальности. И мечтая, вы формируете свою реальность согласно вашим самым важным, самым заветным желаниям.

Кстати, если вы хотите ускорить исполнение ваших мечтаний и вообще любых желаний – предлагаю вам пройти бесплатный Курс Исполнения Желаний. Подробности здесь.

Помните, что мечты – это ваша движущая сила и источник вдохновения. Так что, позвольте вашим мечтам БЫТЬ, и ваша жизнь станет увлекательной, радостной, и полной чудес!

СОХРАНИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА PINTEREST:

Мечтайте много и безгранично

Популярные статьи:

happyliving.ru

Не прекращайте мечтать

Мечты, движение к мечте, этапы достижения желаемого, мечтать всегда

Ставить цели и быть высокоэффективным человеком модно, мечтать – нет. Однако, именно мечта лежит в основе достижения цели. Экологичное движение к желаемому включает шесть этапов:

мечта,

вера,

цель,

план,

действие,

результат. 

Рассмотрим каждый этап: почему он важен, что и как делать, чтобы двигаться вперед и быть счастливым. 

Мечта

Чтобы достичь, чего хочешь, начинать надо с мечты. Увы, взрослые разучились мечтать, хотя мечта – это базовая проверка любой цели. Если мы не позволяем себе мечтать, то не сможем испытать радость от достижения задуманного. 

Реализация «чужих» целей приводит к эмоциональному выгоранию, хотя внешне путь может казаться вполне успешным. Бывает, человек сделал карьеру генерального директора, проработав 10 лет без отпуска. А потом понял, что хотел совсем другого. 

Если цель не базируется на мечте, на ее реализацию требуется много времени, эмоций и физических усилий. Когда в основе цели лежит мечта, человек силен и энергичен, занимается любимым делом и следует призванию. 

Мы способны преодолеть какие угодно сложности, если знаем, ради чего. Когда цель – это и есть мечта, мы понимаем, зачем действуем. Не на логическом уровне, а на уровне внутреннего смысла. Ведь мечта – это и есть смысл жизни.

Виктор Франкл выжил в концлагере, потому что принял на себя роль исследователя социального эксперимента, в который попал не по своей воле. Он мечтал читать лекции, рассказывая о своем опыте заключенного, и благодаря этому преодолел нечеловеческие испытания.

Мечта не обязательно должна быть большой. Речь может идти о покупке автомобиля или чайного сервиза. Возможно, автомобиль для вас означает статус. Приобрести его не составит труда, если вы действительно нуждаетесь в статусе. Если же хотите машину, потому что она есть у соседа, то ее приобретение не принесет счастья.

Мечта – это связь с подсознанием. Люди часто проходят мимо возможностей, потому что не видят их. Так происходит из-за отсутствия связи с внутренним я. Чтобы восстановить ее, рекомендую выполнить упражнение. 

Практика «Я через пять лет». В течение месяца каждый день записывайте ответ на вопросы «Какой/какая я через пять лет? Где и с кем живу, чем занимаюсь? На какой машине езжу, как часто и где отдыхаю? В каком ритме живу?». Пишите кратко, на половину страницы в обычной школьной тетради. И самое главное: не подглядывайте в предыдущие записи и не старайтесь анализировать ответы. Изучите их только через месяц.

Как правило, сначала в картине будущего фигурируют текущие цели и ценности. Так, «выгоревшие» трудоголики представляют, что больше не работают. Ближе к концу месяца проявляются истинные мечты и цели, происходит пересмотр жизненного сценария. И трудоголик понимает, что сейчас устал, а через пять лет хочет работать, просто по-другому. 

Кейс. Выполняя упражнение, моя знакомая начала с желания развестись и купить новую машину. Представляла себя свободной женщиной, которая живет одна и встречается с другом. К середине месяца поняла, что все-таки хочет замуж. А в конце практики пришла к выводу, что мечтает наладить отношения с теперешним мужем и передумала разводиться. Покупка новой машины также оказалась неверной целью. Вместо этого знакомая решила чаще путешествовать. 

Вера

Определив общее направление (смысл жизни или мечту), в соответствии с ним можно выбирать цель. В этом поможет вера. 

Мы даже на 1% не ощущаем своих истинных возможностей. Наша мечта и внутреннее я практически безграничны. Однако нужна хотя бы частица веры в то, что мы на многое способны и достойны этого. Важно верить в себя, в людей, которые могут помочь, и в то, что мир даст все возможности для реализации.

Для этого достаточно открыть сердце, но на деле многие не умеют верить по-настоящему. К тридцати годам накапливается большой опыт неудач, включается рациональный ум. Мозг принимает решение за три секунды до того, как мы это осознаем. И он делает это  на основе ситуаций, которые случались раньше. 

Мозг мудр, он опирается на опыт, не оставляя места для нового. Он говорит: «Не трогай – обожжешься, не ходи – упадешь». Предупреждает: «Ты уже несколько раз просил начальника о повышении, так почему думаешь, что сейчас получится?» В этот момент ум начинает бороться с нами, и вера исчезает.  

 Как ее вернуть? Следует выявлять ограничивающие убеждения, например: «Я не дорос до того, чтобы получить то, что хочу», «Везет всем, кроме меня» или «У каждого есть потолок, выше головы не прыгнешь». 

Такие убеждения ограничивают масштаб веры. Если вы горячо отстаиваете точку зрения, что чудес не бывает, это и есть ваше ограничивающее убеждение. Осознание, что оно у вас есть – уже половина успеха.

Цель

Цель – это вершина айсберга. По методике SMART она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, значимой и определенной во времени. Однако фундамент цели составляют мечта и вера. Желательно ставить только такую цель, которая с ними соединена. 

SMART и техники достижения цели – внешняя база,  а  связь с мечтой и верой – внутренняя. Многие работают только с первым, забывая про второе. 

Достижение цели, связанной с мечтой, всегда приносит удовлетворение. Однако состояние счастья не требует подвигов, ведь человек может испытывать его здесь и сейчас. С одной стороны, он отчаянно рвется к цели, мечтает о бизнесе, семье или машине. С другой стороны, краткосрочное желание быть счастливым здесь и сейчас отрезает дорогу к достижению крупной цели.

Как преодолеть противоречие между счастьем в моменте и отдаленным счастьем, которое связано с исполнением мечты? Ответ дает Эрих Фромм в книге «Иметь или быть?». Если фокус человека всегда сосредоточен на «иметь» — иметь машину, иметь квартиру, иметь должность, иметь жену или мужа, — он получает удовольствие от сиюминутного обладания. Тот, кто фокусируется на «быть», также умеет радоваться и быть счастливым в процессе движения и развития. 

То есть можно испытывать счастье и от процесса, и от результата. Это приводит к меньшему эмоциональному выгоранию, в том числе при движении к цели. Человек получает как эндорфин, так и дофамин. Эндорфин – гормон счастья в моменте. Дофамин – гормон отложенного счастья. Его выработка усиливается, когда человек испытывает удовольствие от предвкушения. 

Все, что вы делаете, должно быть наполнено главной идеей, вашей мечтой. Поэтому самая полезная практика – в течение дня останавливаться и задавать себе вопросы: «Нужно ли мне то, что я делаю сейчас? Насколько это важно для моей цели и мечты?»

Притча. Однажды охранник остановил мудреца и спросил его, кто он и куда идет. Мудрец поинтересовался: «Сколько тебе платит хозяин?». Охранник ответил: «Чашку риса в день». И тогда мудрец предложил: «Давай  я буду платить тебе две чашки, а ты пойдешь со мной и будешь постоянно спрашивать, кто я и куда иду».

План

Планирование важно строить так, чтобы ежедневно видеть цель на год или месяц. Многие составляют план на год в декабре или январе. Вскоре забывают о нем, погружаясь в повседневные дела: отвести ребенка в детсад, сходить на тренировку, отдать вещи в химчистку. В марте оказывается, что поставленные цели по-прежнему далеки, а ежедневник с планом на год погребен в дальнем ящике стола. 

Главная цель всегда должна быть перед глазами. В соответствии с ней ставьте цель на месяц. Не забывайте  уделять ей внимание каждый день. Даже если ничего не сделали в этом направлении, просто перечитайте формулировку, это уже шаг вперед.

Кейс. Клиент хотел переехать в Испанию, но ничего не получалось. Дала ему задание каждое утро по пять минут визуализировать мечту. Через пару недель на него случайно вышел репетитор испанского. Выучив язык, клиент съездил в Испанию на отдых, наладил связи с коллегами и составил план переезда. Увольняясь с работы в России, рассказал начальнику о планах. И тот предложил открыть в Испании филиал своей компании. 

Действие

Очень важно делать маленькие шаги в направлении цели. Если непонятно, с чего начать движение, начните с мелочи, пусть даже она не связана с целью напрямую. Иногда человек говорит: «Я хочу дорогой автомобиль, но не понимаю, что мне для этого делать». 

Однако если он задумается, то поймет, что для достижения цели ему нужно узнать размер налога на машину или расположение ближайшей парковки. Человек пока не знает, откуда взять четыре миллиона, но может выяснить, во сколько будет обходиться содержание автомобиля, и где он будет стоять по ночам. 

Маленькие шаги проверяют цель и позволяют найти с ней новые точки соприкосновения. Например, вы можете встретить человека, который даст ценную информацию. Или первые шаги откроют новые возможности.  

Если вы в тупике, поищите статьи или истории людей, которые добились того, к чему вы стремитесь. Узнайте, с чего они начали и что предпринимали. Возьмите на вооружение их опыт: выпишите то, чего раньше не знали и на что обязательно надо обратить внимание. 

Практика «ЖЗЛ». Прочитайте книгу из серии «Жизнь замечательных людей» или любую другую биографию. Изучая ее, мы фактически проживаем жизнь героя, перенимаем его особенности и привычки. Прочитали о Махатме Ганди и сами стали чуточку мудрее. Другими словами, мы выводим на сознательный уровень дополнительную субличность, о чем рассказывает Эрик Берн. 

Поэтому полезно иметь кумиров — примеры людей, которыми восхищаемся. По этой схеме работают и мотивирующие фильмы. Зритель говорит себе: «Этот парень смог и я смогу». Или столкнувшись с трудной ситуацией, не паникует и откладывает решение на завтра, как Скарлетт О’Хара.

Недавно я дала задание участникам тренинга написать 50 побед и опубликовать список в закрытой группе ВКонтакте. Атмосфера внутри группы сильно изменилась. Люди стали восхищаться друг другом и больше верить в собственные возможности. 

Возможно, вы сталкивались с подобным: смотрите на человека и понимаете, что он совершенно обычный, такой же, как остальные. И вдруг узнаете, что он уже многого добился. В этот момент спрашиваете себя: «А почему я не следую его примеру?». Не надо сравнивать себя с великим царем Соломоном. Если ваш коллега или сосед способен на подвиг, то почему вы не совершаете нечто подобное? 

Результат

Если вы на своем пути и в потоке, то материальное благополучие появится автоматически. Конечно, не стоит бросать все ради призвания и во всем себе отказывать. Мы живем в материальном мире и должны быть в нем успешны. Однако более быстрые и масштабные результаты приходят, когда мы опираемся на внутренний базис.

Без мечты и веры результат можно достичь лишь огромным усилием, с помощью силы воли. Это потребует серьезных жертв, а результат может оказаться краткосрочным и с кучей побочных эффектов. Вы похудеете за месяц, а в следующем месяце наберете в два раза больше. Или купите автомобиль, но потеряете здоровье и развалите отношения с женой или мужем. 

Люди, ведомые большой мечтой, успешны. Они легче добиваются целей. В процессе движения к ним становятся гармоничными, довольными собой и своей жизнью.

Никогда не прекращайте мечтать! Если вы уже нашли смысл жизни и идете к большой цели, параллельно все равно продолжайте мечтать – и об этой цели, и о новой. Чем амбициознее ваши стремления, тем крупнее будут цели, которых вы достигнете. 

Автор: Нина Тарасова специально для эконет.ру

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

3 причины, по которым много мечтать вредно

У каждого из нас есть мечты. У кого-то большие, у кого-то маленькие, но независимо от этого, все они очень важные. И порою, мы не задумываемся, почему их исполнение происходит уже тогда, когда эта самая мечта перестаёт быть таковой. А ведь всё гениальное просто: чем больше мы желаем (привязываемся к желаемому), тем меньше получаем.

Правда возникает вопрос: а как же визуализация, закон притяжения и прочие техники? Ответ на него можно получить из собственного жизненного опыта. Наверняка, каждый хоть раз в жизни замечал, что как только он останавливался в гонке за желаемым, как только забывал про это – старая мечта тут же исполнялась, словно смеясь над горе — мечтателем. Так давайте разберемся, почему так происходит. Почему, когда мы перестаем мечтать, у нас все достигается.

 

32 способа открыться для новых возможностей

5 идей, чтоб улучшить свою жизнь

 

Почему мечты исполняются с опозданием?

 

Во-первых: как бы банально это не звучало, но ничего нельзя добиться, просто сидя на диване и медитируя.  Нужно действовать! Три часа визуализации  не заменят одного звонка работодателю.   Методы воздействия на  божественный разум  результативны только если человек  идет вперед, слушает свою интуицию и не боится делать шаги к реализации мечты.

Во-вторых: чем сильнее Вы привязывайтесь к мечте, тем сильнее разочаровываетесь впоследствии. Человек только дописал книгу, а уже представил, как на утро проснётся богатым и знаменитым, но в первом же издательстве рукопись не взяли. Что делать? Дорабатывать своё произведение и рассылать его всем возможным издателям. Но ведь хотелось всего и сразу! Мечта не сбылась, и человек забросил работу, переключаясь на что-то другое. Разочарование «убило» все его возможности на самореализацию в литературе.

В-третьих мечтать вредно так как, чем больше Вы желаете, тем больше суетитесь и делаете неверных шагов. Это напоминает сборы перед отпуском, когда Вы две недели вяло перекладывали вещи с места на место, прекрасно зная где что лежит, а потом за три часа до отлёта лихорадочно начинаете бегать по квартире в поиске пропавшего парного носка.

Каждой мечте нужно время на реализацию! Не торопитесь зря, не хватайтесь за тридцать дел сразу, будьте последовательны и логичны.  Уделяйте визуализации 20 минут в день, а в остальное время действуйте.  Помните о том, что от ваших шагов зависит ваше будущее. Проявляете инициативу и идите вперед!

Чтобы желания исполнялись вовремя, постарайтесь меньше мечтать, а больше уделяйте  внимания процессу достижения.

 

Источник –  mirrosta.ru


< Предыдущая   Следующая >

mirrosta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *