Расчет дефицита массы тела у детей: Приёмная кампания | Амурская государственная медицинская академия Мини

Содержание

Эмпирические формулы для расчета долженствующей массы тела (по росту)

Определяемый признак

Способ расчета

Масса тела по длине тела плода 25-42 недели гестации

Плод с длиной тела 40 см имеет массу 1300 г

На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 100 г

На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 200 г

Масса тела по длине тела ребёнка первого года жизни

При длине тела 66 см масса составляет 8200 г

На каждый недостающий 1 см длины тела масса уменьшается на 300 г

На каждый дополнительный 1 см длины тела масса увеличивается на 250 г

Масса тела по длине тела ребёнка старше года

При длине тела 125 см масса составляет 25 кг

На каждые недостающие до 125 см 7 см вычитается 2 кг, на каждые дополнительные 5 см прибавляется по 3 кг, а в пубертатный период – по 3,5 кг

После определения долженствующей массы тела для данного роста необходимо рассчитать процент дефицита массы тела, в соответствии с которым можно определить степень гипотрофии у ребёнка.

Определение процента дефицита массы тела по сравнению с долженствующей, рассчитанной по эмпирической формуле

(ФМ-ДМ)/ДМ=-%

ФМ — фактическая масса тела

ДМ — долженствующая масса тела

-% — процент дефицита массы тела по сравнению с долженствующей

При оценке адекватности питания ребёнка, то есть, соответствия пищевых рационов физиологическим потребностям и возможностям детского организма, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на массо-ростовое соотношение. Массо-ростовое соотношение определяет прогноз развития недостаточности питания.

Массо-ростовое соотношение

МРС = фактическая масса тела (кг): идеальная масса тела (для данного роста, кг) х 100%.

При показателе МРС более 80% — риск отсутствует,

70—80% — имеется средний риск,

менее 70% — имеется выраженный риск развития недостаточности питания.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЕТОДОМ СИГМАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

Таблицы сигмальных отклонений содержат показатели роста для каждого возраста, которые сгруппированы по величине сигмальных отклонений на 5 групп:

Низкий – от М-2δ и ниже

Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ

Средний – от М-1δ до М+1δ

Выше среднего – отМ+1δ до М+2δ

Высокий – отМ+2δ и выше.

Отклонения антропометрических признаков в пределах 1δ рассматриваются как варианты нормы для данного признака.

Если масса тела соответствует данному росту, т.е. колебания этих признаков не выходят за пределы 1δ, то физическое развитие исследуемого можно считать гармоничным, если нет – дисгармоничным. Необходимо учитывать описательные признаки физического развития и в каждом конкретном случае указывать за счет чего отмечается дисгармоничное развитие.

Пример оценки физического развития:

Иванов С., 7 лет

Рост – 126 см

Масса тела – 26 кг

Фактический рост ребенка 126 см, средний рост мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 123,8 см. одна сигма для данного возраста – 5,5. Разность между фактическим ростом и долженствующим 126-123,8 равна 2,2 см, что составляет менее одной сигмы (2,2:5,5=0,39 сигмы), значит показатель роста средний.

Фактическая масса ребенка 26 кг, средняя масса мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 24,92 кг. Одна сигма для данного возраста – 4,44. Разность между фактической массой и долженствующей 26-24,92 равна 1,08 кг, сто составляет менее одной сигмы (1,08:4,44= 0,24 сигмы), значит показатель массы средний.

Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТИЛЬНЫМ МЕТОДОМ

Оценку антропометрических показателей проводят по таблицам центильного типа. Центильные распределения наиболее строго и объективно отражают распределение признаков среди здоровых детей. Практическое использование этих таблиц исключительно удобно и просто.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей данного возраста и пола. Интервалы между центильными колонками (зоны, коридоры) отражают тот диапазон разнообразия величин признака, который свойственен или 3% (зона от 3-го до 10-го или от 90-го до 97-го центиля), или 15% (зона от 10-го до 25-го или от 75-го до 90-го центиля), или 50% всех здоровых детей возрастно-половой группы (зона от 25-го до 75-го центиля).

Каждый измерительный признак (рост, масса тела, окружность груди) может соответственно быть помещен в «свою» область или коридор центильной шкалы в соответствующей таблице. Никаких расчетов при этом не производится. В зависимости от того, где расположен этот коридор можно формулировать оценочное суждение и принимать врачебное решение.

— зона 1 (до 3-го центиля) – «очень низкий» уровень;

— зона 2 (от3-го до 10-го центиля) – «низкий уровень»;

— зона 3 (от 10-го до 25-го центиля) – уровень «ниже среднего»;

— зона 4 (от 25-го до 75-го центиля) – «средний» уровень;

— зона 5 (от 75-го до 90-го центиля) – уровень «выше среднего»;

— зона 6 (от 90-го до 97-го центиля) — «высокий» уровень;

— зона 7 (от 97-го центиля) – «очень высокий» уровень.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 детей одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого (рис.). Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го — низкий, 10-25-го — ниже среднего, 25-75-го — средний, 75-90-го — выше среднего, 90-97 — высокий и последних трех ребят — очень высокий.

Процентное распределение детей по росту

Такие же шкалы можно составить и для остальных показателей (рис.).

Процентное распределение детей по весу

Процентное распределение детей по окружности груди

Процентное распределение детей по окружности головы

Определение гармоничности развития проводится на основании тех же результатов центильных оценок. В случае если разность номеров областей между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоническом развитии, если эта разность составляет 2 — развитие ребенка следует считать дисгармоничным, а если разность составляет 3 и более — налицо резко дисгармоничное развитие.

По результатам центильных оценок выделяют следующие три; соматотипа: микросоматический, мезосоматический и макросоматический. Отнесение ребенка к одному из этих соматотипов производится согласно сумме номеров «коридоров» центильной шкалы, полученных для длины тела окружности грудной клетки и массы тела. При сумме баллов до 10 ребенок относится к микросоматическому типу (физическое развитие такого ребенка оценивается как ниже среднего), при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматическому (физическое развитие среднее), при сумме от 16 до 21 -к макросоматотипу (физическое развитие выше среднего).

Пример оценки физического развития:

Иванов С., 10 лет

Рост-135 см – среднее значение

Масса тела — 45 кг – высокое значение. Избыток массы 50%

Окружность грудной клетки – 75 см – высокое значение

Окружность головы – 53,5 см – среднее значение

Заключение: Физическое развитие ребенка среднее, дисгармоничное (за счет повышенного жироотложения), ожирение III степени.

Примечание: центильные таблицы см. учебник.

Физическое развитие недоношенных ДЕТЕЙ (Лекция) / 1-й номер / 2014 год

РегионыМасса при рождении, г
500-749750-999
Центральный ФО265,1511,1
Северо-Западный ФО455,1714,7
Южный ФО147,9442,8
Приволжский ФО268,3607,1
Уральский ФО345,5643,8
Дальневосточный ФО370,4571,4
Все299,4551,3

Возраст,

мес.

Степень недоношенности
IV (800-1000 г)III (1001-1500 г)II (1501-2000 г)I (2001-2500 г)
Масса, гДлина, смМасса, гДлина, смМасса, гДлина, смМасса, гДлина, см
11803,91903,71903,83003,7
24003,56504700-8003,98003,6
3600-7002,5600-7004,2700-8003,6700-8003,6
46003,5600-7003,7600-9003,8700-9003,3
56503,77503,68003,37002,3
67503,78002,87002,37002
75002,595036002,37001,6
85002,56001,67001,87001,5
95001,56001,67001,87001,5
104502,55001,74000,84001,5
115002,23000,65000,94001,0
124501,73501,24001,53001,2
1 год, вес≈ 7080≈ 8450≈ 8650≈ 9450

Масса тела при рождении, гВозраст, мес.
123
До 100025-3030-33,532-36
1000-150028-32,530-3434-37
1501-200030-3433,5-35,535-38

Постнатальный период, нед.Прирост окружности головы в неделю, см
1— 0,6
2+ 0,5
3+ 0,75
4+ 1,0

Индекс массы тела

Соответствие между массой человека и его ростом

до 18,5

Дефицит массы тела

18,5—25,0

Нормальный вес

от 25—30

Повышенный ИМТ

более 30

Ожирение

Возраст

1месяц

1-2 месяца

2-3 месяца

3-4 месяца

4-6 месяца

ЖП мл/кг в сутки

140

130

120

110

100

Вес кг

7

8

9

10

11

12

13

14

ЖП мл

630

714

793

897

959

1038

1115

1191

Вес кг

15

16

17

18

19

20

21

22

ЖП мл

1269

1339

1411

1481

1550

1618

1684

1749

Вес кг

23

24

25

26

27

28

29

30

ЖП мл

1812

1875

1955

1994

2052

2108

2163

2217

Вес кг

31

32

33

34

35

36

37

38

ЖП мл

2269

2304

2343

2380

2450

2484

2516

2561

Вес кг

39

40

41

42

43

44

45

46

ЖП мл

2604

2640

2677

2713

2748

2781

2812

2844

Вес кг

47

48

49

50

51

52

53

54

ЖП мл

2882

2899

2925

2950

2973

2995

3035

3046

Возраст

Легкая

Средняя

Выраженная

До 6 месяцев

50

75

100

6-12 месяцев

50

60

80

Старше 1 года

35

50

65

Мягкая Умеренная Тяжелая
Потеря веса младенцев До 5% 6-10% 10-15%

Похудание детей

До 3%

6%

9%

Внешний вид Активный, тревожный Раздражающий, настороженный, испытывающий жажду Вялый, выглядит больным
Заполнение капилляров (по сравнению с вашим собственным) нормальный Немного задерживается Задержан
Импульсный нормальный Быстрый, малый объем Очень быстрая, нитевидная
Дыхание нормальный Быстро Быстрый и глубокий
Артериальное давление нормальный Нормальная или низкая Ортостатическая гипотензия Очень низкий
Слизистая оболочка. Влажный Сухой Выжженный
Слезы Настоящее время Менее ожидаемого Отсутствует
Глаза нормальный нормальный Затонувший
Защемленная кожа Пружины задние Палатки коротко Тент длительного пользования
Фонтанель (сидение для младенцев) нормальный Слегка затонувший Значительно затонувший
Отток мочи нормальный Пониженный Сильно снижено